1. Графская улица - Графский особняк с башней, или

Краснодарский Художественный музей: вчера, сегодня, завтра

(в процессе возвращения всех оригиналов антикварной салонной мебели и неправильно используемого крупного финансового потока в музейную казну г. Краснодара-Екатеринодара)

        В Екатеринодарской крепости, и позднее в г. Екатеринодаре, начиная с конца XVIII столетия, была известна улица Графская (Рис., Карта), переименованная в двадцатых годах XX столетия в ул.Советскую. Своё название Графская улица в конце XVIII в., XIX и в XX веках получила по вечному праву (!) наследования земельной конфессионной собственности графского Майората его наследными колонными правообладателями,имеющими графский титул. Земельные владения графов включали землю, на которой на углу улицы Графской и Николаевского проспекта (улицы Красной) был построен роскошный особняк с башней*, а также земельные участки вдоль улицы Графской вниз, по направлению к р.Кубань. Площадь графских земельных владений трактуется согласно приказу N377/1 от 26.08.1987г. Департамента муниципальной собственности и городских земель г.Краснодара и Департамента культуры Краснодарского края Российской Федерации и составляет 3285 освоенных квадратных метров (и 7960,69 неосвоенных квадратных метров). Вечное пользование наследниками-собственниками землями, принадлежавшими Российскому духовенству, имеющему графский титул, определяется международным законодательством, а также Российскими грамотами и приказами относительно наследной конфессионной собственности Майоратов.

        В самом особняке вот уже более столетия располагается Краснодарский краевой художественный музей (КХМ), в котором экспонируются историко-культурные и художественные ценности, относимые к различным стилям и жанрам в живописи, графике, скульптуре и в предметах декоративно-прикладного искусства. Помимо живописных полотен, возвращённой в конце 20-х годов портретной галереи, коллекции мебели, эстампов и фарфора, а также оригинальных мраморных скульптур, составлявших предмет особой гордости владельцев особняка и их потомков, к началу XX столетия в здании сохранились нумизматический кабинет, кабинет древностей и насчитывающая десятки тысяч томов библиотека** (фотографии 1900г., сделанные до 10.12.1900г. - с рельсами первого Екатеринодарского трамвая по Николаевсому проспекту; в 1949г. трамвайные линии с улицы Красной были перенесены).

        Закладка фундамента и строительство Графского особняка с башней, выполненного в стиле французского рококо и ампир, по моему глубокому убеждению***. Архитектура Графского и Красного фасадов особняка свидетельствует о высоких эстетических вкусах его первых владельцев, а также о таланте и профессионализме архитекторов второй половины XVIII - начала XIX столетия.

        О стиле французского рококо свидетельствуют:

  • стволы колонн коринфского ордера с листьями аканта (Рис. ), богато украшенные четырёхлепестковыми цветочными розетками****;

  • скульптурные изображения раковин (Рис. )пятигребешковых двустворчатых моллюсков с пятью жемчужинами в виде женских головок на надоконных фронтонах второго этажа***** (Рис. ), выходящих на улицу Графская и Николаевский проспект (ул. Красная),

  • скульптурные изображения на кронштейнах четырёх, покрытых вуалью, женских головок с пятилепестковыми цветками над ними и листами аканта под ними и с отходящими влево и вправо гирляндами роз. Женские головки расположены над окнами второго этажа особняка с выходом на улицу Графская;

  • богатая лепнина в стиле рококо фасадов особняка, выходящих на улицу Графская и Николаевский проспект (ул. Красная), представленная многочисленными цветочными гирляндами с розами и колокольчиками, волнообразно переплетёнными листьями и лентами, а также с лавровыми венками и лепниной из фруктов;

  • голландские каминные печи, изначально богато украшенные лепниной и женскими скульптурами в стиле французского рококо и ампир.

        Пристроенные в начале XIX века ко второму этажу здания три миниатюрные триумфальные арки с колоннами ( Т), выполненные в классическом, греко-римском стиле, и симметричные высокие пирамидальные обелиски-монументы с апикально расположенными шарами на квадратных постаментах (Рис. ), свидетельствуют о стиле "ампир" (Empire), или империи, и о победоносном шествии в конце XVIII и в начале XIX века по Европе армии Наполеона Бонапарта, а также об освободительной борьбе русского народа в Отечественной войне 1812г. с иноземными захватчиками. Классические портики триумфальных арок несут целый ряд колонн (Рис. ) с треугольными фронтонами и завершаются прямоугольным, фестончато декорированным аттиком. По этой, а также многим другим характерным особенностям Голубой особняк на углу улиц Графской и Красной можно сопоставлять с таковым, в здании которого в настоящее время находится Краснодарский краевой музей-заповедник.

        Определённый интерес вызывает башня особняка, представляющая собой шлемообразный купол из жести с двойным восьмигранным основанием и накладной шестиугольной черепицей (Рис. ). Саму башню венчает корона с шестиконечными звёздами и трилистниками, орнамент которой сходен с базальным слоем папской тиары клана Львов (Рис. ). Об этом также свидетельствуют две розетки с двумя оскаленными головами львов с кольцами (Рис. ), которые находятся на стороне фасада, обращённого на Графскую улицу и некоторые живописные и графические материалы, представленные в фондах КХМ. Крышу особняка с башней со стороны улиц Красной и Графской (Советской) окаймляют кованные решётки с трилистниками и пяти-лепестковыми цветами,  орнаментальными завитками и спиралями (Рис. ).

       Под жестяным куполом башни, в угловой комнате, располагалась домовая церковь с киотом (Рис. ) и иконостасом. В настоящее время роскошный киот домовой церкви, искусно вырезанный из плотного чёрного орехового дерева с характерным "голландским ангелом" и богатым растительно-цветковым орнаментом староверцев-раскольников (Рис. ), находится в Кафедральном Соборе Александра Невского. Киот несёт богато украшенную, в серебряном окладе, икону Пермско-Казанской богоматери, коронованную кокошником с пятилепестковыми цветами по его периферии. Икона, коронованной короной Российской Империи Казанской Божьей матери, находится в Казанском Соборе в г. Санкт-Петербурге. Оригиналы сохранившихся православных икон усечённого иконостаса домовой церкви особняка, относящиеся к XVI-XIX столетиям, находятся в Фондах КХМ.        

        На втором этаже особняка расположены два балкона с каменными ажурными решётками. Основания плит балконов поддерживают парные французские модульоны, украшенные двойными спиральными волютами (Рис. ).

        Царский колорит дворцу придают угловые пилястры второго этажа и четыре пары симметричных вертикальных выступов с базой и капителью, плоскости которых несут барельефные стилизованные изображения грифонов с языком змеи****** (Рис. ) - комбинированный палеонтологический образ вымерших существ с пастью хищных саблезубых тигров с крыльями археоптериксов, гребенчатой динозавровой холкой, сходной с холкой вымерших крокодилов, туловищем плотоядных животных, передние лапы которых можно отнести к хищным, а задние, с удлинёнными метаподиями и копытными фалангами, к копытным (Cuvier, 1824).

        В неизменном виде до нас дошла богато украшенная парадная мраморная лестница с кованными цветами - ромашками, колокольчиками, четырёх- и шести-лепестковыми цветами, листьями растений и геометрическими спиралями. Присутствующий ранее на угловом входе в особняк кованный козырёк с решёткой (фотографии 1900, 1907гг.) не сохранился.

        В ходе реставрационных работ была произведена замена наружной резной двери особняка, находящейся напротив парадной лестницы, дубовой дверью с повторением богатой оригинальной дверной резьбы, изображающей две, симметрично расположенные, львиные головы грифонов с листьями аканта и, выше, два восточных сосуда с узкими и высокими горловинами [Т].

        Владельцами роскошного особняка с конца XVIII и до начало XX века (конкретные данные со ссылками на архивные материалы и достоверные источники уточняются) были представители женских линий графского рода Строгановых*******, ведущего свою средневековую родословную из Северо-Западной Европы. Об этом свидетельствуют женские головки в угловом фронтоне и надоконных фронтонах с видом на улицу Графскую и Николаевский проспект; женские бюсты и скульптуры, украшающие голландские каминные печи, и сами многочисленные голландские печи (Рис. ), присутствующие в пяти залах особняка, в прошлом богато украшенные керамическими изразцами и декорированные растительным орнаментом и лепниной стиля рококо, а также  возвращённая в 1927 году Художественному музею Государственным Музейным Фондом портретная галерея особняка после её экспроприации большевиками в годы гражданской войны на Кубани (1919-1920гг.)  и вывозе в г. Москву, мебель XVIII-го и XIX-го столетия. Среди экспонатов Художественного музея в большом количестве представлены изделия из фарфора Мейсенской (Саксонской) мануфактуры XVIII века (1719-1774гг.), Берлинской Королевской мануфактуры (1761-1918гг.) и Севрской фарфоровой мануфактуры********.

        Анализ содержимого Нумизматического кабинета, Кабинета древностей и Библиотеки особняка, насчитывающей десятки тысяч томов (Рис.-фотографии) поможет пролить свет на истинных владельцев Голубого особняка с конца XVIII - по начало XX-ого столетия.

Georg KORDIK. 1848. Countess Uvarova, Alexandra Sergeyevna (1814-1865). 

Daughter of the Minister of Enlightenment Prince S.S.Uvarov (1786-1855),

a sister of a famous Russian scientist, archaeologist A.S. Uvarov,

a spouse of count P.A. Urusov, son of A.P. Urusov (1768-1835).

State Historical Museum, Moscow

 

2. Графская улица - Графский особняк с башней, или

Краснодарский Художественный музей: вчера, сегодня, завтра

Элитная старинная мебель XVIII века

(научная независимая экспертиза в процессе)

        Антиквариат - довольно емкий термин, описывающий широкий круг старинных вещей, имеющих значительную историческую и художественную ценность. Обычно под антиквариатом понимают элитную старинную мебель, редкие книги, картины, предметы интерьера, порталы каминов и даже автомобили. Антиквариат является объектом коллекционирования и торговли. В качестве его покупателей выступают как частные коллекционеры, так и государственные музеи, периодически пополняющие собрания своих экспонатов. Спрос рождает предложение, благодаря чему во всем мире формируются и успешно развиваются рынки антиквариата. Продавцами на этом рынке выступают профессиональные антикварные салоны, специализированные аукционы, а так же подпольные дилеры, реализующие старинные художественные ценности по незаконным схемам. Как же все эти предметы попадают к покупателю? Процесс закупки и доставки антикварной продукции гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. В европейских странах на постоянной основе работают профессиональные закупщики, частные лица или организации. По заказу антикварного салона или его клиентов закупщики производят поиск необходимых товаров в известных им точках продаж: аукционах, специализированных складах, частных коллекциях. После того, как объект поиска найден и его цена устраивает заказчика, закупщик выкупает товар и доставляет его покупателю.

        Почему же этот вопрос стал актуален для Краснодарского краевого художественного музея им.Ф.А. Коваленко (КХМ)? В начале XXI века, с 2000 по 2004 годы, в КХМ проводились обширные реконструкционно-восстановительные работы, в ходе которых часть оригинальных раритетных экспонатов, составляющих предметы элитного интерьера - комоды, секретеры и столики из фондов КХМ, - была заменена на копии. Это касается прежде всего фурнитуры XVII-XVIII веков всемирно известного французского мебельного мастера  Андре Шарля Буля, или Були  (1642-1732) (Andre-Charles Boulle), ставшего впоследствии придворным мебельным мастером французского короля Людовика XIV. Именно А.-Ш. Буль для выразительности мебельного набора, исполненного в технике маркетри, первым стал использовать в создании мозаичных наборов с тонко пригнанными пластинами, без углублений под каждый элемент как в случае инкрустаций и интарсий, полупрозрачные перламутровые щитки панцирей морских черепах и располагать под ними красный фон. При создании наборов А.-Ш. Буль использовал роговые щитки многочисленной в прошлом зелёной морской, или суповой, черепахи Chelonia mydas L. семейства Cheloniidae*********, популяции которой в настоящее время находятся на грани исчезновения. Chelonia mydas L. является видом, внесённым в Международную Красную Книгу, что практически исключает изготовление аналогичной фурнитуры в стиле А.-Ш. Буля как в самой России, так и за рубежом, включая Бельгию, Францию и США, и делает в настоящее время экспонаты, содержащие тонкие прозрачные перламутровые роговые пластины панцирей зелёных морских черепах, бесценными.

        Другими характерными особенностями продукции французской фирмы А.-Ш. Буля XVII-XVIII столетия является древесина. На изготовление мебели А.-Ш. Буля. как правило, шёл чёрный орех, а также гравированные по бронзе или латуни металлические элементы мебельного набора. Напомню, что уникальные изделия мастера предназначались для избранного королевского круга французской знати. Иными словами, мебель А.-Ш. Буля - визитная карточка французского короля Людовика XIV.

        Напомню, какие работы включены в комплекс реставрационных мероприятий антикварной салонной мебели, в которой нарушены прочностные качества узлов склеек в конструктивных шиповых соединениях или/и в отдельных декоративных деталях для того, чтобы музейные экспонаты приобрели экспозиционный вид.
1. очистка от плотных пылевых загрязнений;
2. удаление старых лаковых покрытий;
3. заделка дефектов, трещин, восстановление утрат, сломанных элементов;
4. замена утраченных шиповых соединений;
5. склейка всех элементов деревянного конструктива и функциональных элементов;
7. восстановление пружин, набивочных элементов;
8. тонировки;
9. лаковые покрытия;
10. обивочные работы.

        У многих экспонатов, возвращённых в Краснодарский Краевой Художественный музей после реставрационных работ, вместо характерных для мебели фирмы А.-Ш. Буля роговых щитков панцирей черепах, теперь присутствует искусно подобранный по цвету пластик. Один из столиков, зарегистрированный в фондах КХМ, как "Буль, зрелый барокко", столешница которого выполнена в технике маркетри, не содержит перламутровые щитки панцирей морских черепах и происходит из зала Леонарда да Винчи Эрмитажа.

        О том, что все отправленные на реставрацию экспонаты относятся к французской фирме А.-Ш. Буля, свидетельствуют соответствующие записи в регистрационных журналах Краснодарского Художественного музея, а также два оставшихся в Музее антикварных комода Анри Шарля Буля XVII-XVIII веков. В другом из возвращённых после реставрации экспонатов - в секретере с тремя парами боковых полочек и выдвижной игральной доской (КХМ, пр.450, ф.с.2646), который не содержит роговые щитки панцирей морских черепах, присутствует новая скважина для ключа, а плотная чёрная ореховая (?) древесина полностью или частично заменена светлыми породами деревьев. Так, выдвижная плоская прямоугольная нерезанная доска из светлой древесины, но обитая старинным пурпурным бархатом с теснёнными по периферии цветочными и растительными гирляндами, имеет современный вид и содержит следы синей пасты ручки, а на её обратной стороне простым карандашом в столбик стоят следующие цифры (сверху вниз): "780" "310" "160" "530" и "1780" (сумма), по всей видимости, свидетельствующие о стоимости (в долларах?) четырёх видов работ, выполненных по четырём изъятым из секретера частям (Рис. ). Из четырёх повторяющихся несколько раз в колонке цифр две цифры "7" и "8" имеют характерное написание. Кроме того, расположенные сверху лепные пластины из бронзы заменены небрежно выполненными и окрашенными "под позолоту и старину" частями орнамента (китайского производства ?).      

        В процессе реставрации французских гобеленовых кресел "La Fountain" (КХМ, N449-пр.), на которых изображены персонажи широко известных (благодаря И.И. Крылову) французских басен (Рис. ), осуществлялась обычная перетяжка подлокотников и других частей кресел в виде простой замены старинного мягкого французского гобелена на новый жёсткий российский и тёмных пород "антикварной древесины" на современные светлые породы деревьев или их древесные заменители.

        Антикварная фурнитура, которая, по всей вероятности, ранее принадлежала владельцам особняка, направлялась на реставрацию в г. Москву, в дорогостоящий Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР, г. Москва) при Министерстве культуры Российской Федерации - в Центр Грабаря (обширная документация в КХМ) и оплачивалась из государственного городского, краевого и федерального бюджета. Финансовыми операциями занимался Российский частный коммерческий Банк "CenterCredit" (сведения уточняются).

        Резьбу по дереву наружной двери, расположенной напротив парадной лестницы особняка, осуществляла Московская реставрационная фирма "Таргет-цель" (уточняется: резные иконостасы из дерева). Потолочная роспись залов и каминов в КХМ производилась силами местных и московских художников-реставраторов (уточняется).

        Замечу, что после проведения реставрационно-восстановительных работ голландских печей в каминах отсутствуют оригинальные керамические изразцы, а керамическая лепнина заменена уродливо раскрашенными гипсовыми копиями невдохновляющих на творения муз с закрытыми глазами, опухшими веками и ассиметричными лицами. Понятно, что в процессе эксплуатации каминов каминные украшения, сделанные из гипса, не выдержали бы допустимых температур горения и плавления. Оригинальные керамические изразцы и керамическая лепнина не были сняты фашистами или "российскими ценителями искусства" и сохранились до настоящего времени в некоторых других особняках г.Краснодара (находятся в стадии изучения). 

        Неоднозначно решается вопрос о земельной собственности, которая была дана КХМ - памятнику архитектуры XVIII-XIX столетия - в постоянное бесплатное и бессрочное пользование на основании Постановления Департамента муниципальной собственности и городских земель и Департамента культуры (приказ N377/1 от 26.08.1987г.). Напомню, что существует целый ряд юридических актов, направленных на охрану памятников истории и культуры: в частности, это Положение об Управлении Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" N73-ФЗ от 25.06.2002г., Закон Краснодарского края "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края" N558-КЗ от 06.02.2003г. и Приказ о муниципальной собственности № 462 от 10.09.2009г. (законность последнего уточняется), а также Положение "Об охране и использовании памятников истории и культуры, утверждённое постановлением Совета Министров СССР до 1981г. N865 от 16.09.1982г., которые позволяют требовать штрафные и административные санкции за нанесённый жителям и культуре Краснодарского края моральный и материальный ущерб со стороны многочисленных сановников от Российской охраны памятников, культуры и налоговых служб в виде научно-исследовательских грантов и стипендий нуждающимся  у ч ё н ы м  и  с п е ц и а л и с т а м - э к с п е р т а м, родившимся в г.Краснодаре********.

 

*На гербе г. Екатеринодара знамёна четырёх царствовавших монархов: Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I. Улица Рашпилевская, названная в честь наказного атамана Черноморского казачьего войска  Г.А. Рашпиля (годы службы на Кубани - 1842-1852гг.), появилась позднее, в середине XIX века. На основании музейных и архивных материалов известно, что первоначальной столицей Черноморского казачества был не Екатеринодар - подарок Светлейшего князя царице Екатерине II, а станицы Пластуновская и Платнировская, откуда родом многие представители местного казачества, неимеющие графский титул. После 1838г. казачьи наказные атаманы, наделённые графским титулом, в Екатеринодаре проживали в особняке с мезонином графа Н.С. Заводовского, построенного на месте умершего генерал-майора Безкровного (информация уточняется). Атаманский дворец, выполненный в классическом стиле, - новая резиденция начальника Кубанской области и наказного атамана Кубанского казачьего войска графа, генерала-от-кавалерии, генерал-лейтенанта, генерал-адъютанта И.И. Воронцова-Дашкова (1837-1916) - был возведён в 1894г. на бывшей Крепостной площади. Изначально казачья станица Екатеринодарская (=Екатерининская) не была тождественна городу!

СС: Черноморская губерния и херсонские губернаторы конца XVIII и начала XIX века: генерал-губернатор Дюк де Ришелье (с 1789 по 1828 гг.: "15 мая 1812 г.: по приказу херсонского губернатора Дюка де Ришелье Екатеринодарское училище преобразовали в гимназию"; CC: АрхиЕпископ (кардинал, епископ) г.Екатеринодара - клан Ришелье-де-Полиньяков [потомки Louis Armand de Polignac (1608-1692) и Melchior de Polignac (1661-1741) - конец XVIIIв.-первая треть XIXв.] и др.(http://www.fabpedigree.com/s096/f019726.htm (1895-1964), his 2nd marriage and Albert (II) de Massy GRIMALDI (Prince) of MONACO).

Места проживания в г. Екатеринодаре с 1869 по 1869 гг. графа Феликса Николаевича Сумарокова-Эльстона (1820-1877) с супругой графиней Еленой Сергеевной Сумароковой (1829-1901) и с 1882 по 1891гг. графа Сергея Алексеевича Шереметева (1836-1896) с Евдокией Борисовной, урождённой княжной Голицыной (1849- ) уточняются. Так, имеются указания, что семья графа Ф.Н. Сумарокова-Эльстона жила в  большом одноэтажном доме, расположенном по той же стороне ул. Красной напротив КХМ. Граф Шереметьев жил в особняке, расположенном на ул. Шереметьевской к югу от улиц Крепостная, Постовая и Приютская.

**Речь идёт об открытом в особняке частном, естественно-историческом музее и старинной библиотеке при нём, в которую вошли древние рукописные издания библиотек Арманди-Ришелье-Полиньяков (de Richelieu, 1696-1788), Белосельских-Белозерских, Воронцовых, Строгановых, Трубецких и других. Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), который в 1815 женился на своей двоюродной племяннице Наталье Павловне, наследнице Строгановского майората и представительнице графской ветви рода графов Строгановых и унаследовал ее графский титул, более 37 лет (с 29.4.1837 по 1874гг., с перерывом в 1849-1857гг.) был председателем Московского общества истории и древностей Российских, основанного при Московском университете и работал в тесном контакте с министром образования и просвещения графом С. С. Уваровым. В 1859г., после фантастических открытий на Таманском полуострове, С.Г. Строганов основал Археологическую комиссию в С.-Петербурге - официальный организационный и научный центр русской археологии. Занимался нумизматикой, оставил богатые коллекции рус. монет и старинных икон. Ежегодно, на свои деньги, он снаряжал научные археологические экспедиции на юг России. Результатом этих раскопок в Крыму, а также на Таманском полуострове, стали богатые керченские клады и так называемое «скифское золото», ныне хранящиеся в Эрмитаже. Являлся основателем бесплатного Строгановского художественно-промышленного училища (1825) и Императорской Археологической комиссии. Его старший сын - Александр Сергеевич Строганов (1818-1864), выпускник юридического ф-та Императорского Московского Университета (1840), полковник лейб-гвардии Преображенского полка, флигель-адъютант, егермейстер двора Е. И. В. был известным путешественником, нумизматом и историком, прямым продолжателем дела своего отца.

***Устное сообщение моего дедушки Миргородского Ивана ЛЕОнтьевича (1905-1972), помощника первого секретаря Крайкома КПСС (1942-1949) и первого секретаря Горкома КПСС (1949-1952) и мамы Кордиковой Тамары Ивановны (1939-1987), члена КПСС, преподавателя немецкого и английского языков, завуча по внеклассной работе и т.д., осуществлялось не в начале XX века, когда переполненный антиквариатом особняк был продан Б. Шарданову для сдачи в наём артели Ф.А. Коваленко, а столетием ранее - в конце XVIII - начале XIX столетия (косвенно об этом свидетельствуют подарки семье полотен художников-передвижников XIX-XX столетия с подтверждающими подарок фотографиями и открытками).

****"Особняк Н.И. Вишневецкого по ул. Красноармейской 16/22", названный по имени его последнего владельца генерал-майора Н.И. Вишневецкого (1844-1923), украшен идентичными колоннами с цветочными розетками.

*****Мусульманам или православным христианам-ортодоксам, в отличие от представителей других религиозных конфессий, исторически несвойственно поклонение женщинам, водружение женских ликов (или театральных масок-маскаронов) на фронтоны своих дворцов, особняков, вилл, кораблей, доходных домов (?!) и т.д., соблюдение их наследных прав и тем более включение в свои геральдические щиты.

******Бурный интерес к археологии и палеонтологии вызвали открытия царских курганов Боспорского царства (VIв. до н.э. - IVвв. н.э.), на Крымском и Таманском полуостровах, содержащих саркофаги с древними культовыми предметами и изделиями из золота и серебра, в связи с чем в г. Санкт-Петербурге было учреждено Археологическое общество. Нумизматическая находка в Пантикапеи (=современной Керчи) золотого статера с изображением грифона, ставшего символом г. Керчи и Крымского полуострова в целом, в настоящее время датируется IV - III в.в. до н.э. В ознаменование сделанных российскими учёными и ценителями древностей открытиями в г. Санкт-Петербурге в 1826-1828гг. был сооружён Банковский мост через Канал Грибоедова с этими фантастическими существами.  В геральдике, изображения Грифона, в качестве щитодержателя, встречается на монетах Бадена (2 грифона) и Мекленбург-Стрелица (бык и грифон), а также на гербе Ростока и в гербе Венеции (!). Известна находка известнякового надгробия с грифоном на Таманском полуострове, в Фанагории, которая датируется концом IV - началом III века до н.э.. Известно также, что с начале IV в. до н. э. земли синдов, включая Фанагорию, вошли в состав Боспорского царства. Однако сведения о том, что Фанагория, основанная ок. 543 г. до н. э. теосцами, вытесненными из родных мест нашествием Кира, получила своё название по имени одного из их предводителей, Фанагора, вследствие чего датировки возраста культурных слоёв этого местонахождения уточняются.

Изображённый в профиль череп саблезубого тигра рода Machairodus описан Каупом в 1833г. (Kaup, 1833), длинноязыкие крыланы Pteropus minimus, позднее отнесённые Ф. Кювье к роду Macroglossus (F.Cuvier, 1824), описаны - Э. Жоффрой в 1798 г. (E.Geoffroy, 1798, 1810), а летучие собаки - Pteropus griseus в 1810г.. Находки Archaeopteryx lithographica были сделаны позднее (H.v.Meyer, 1861).

*******Владение голубым особняком титулованными представительницами династий Шаховских, Белосельских-Белозерских и Волконских до восстания декабристов 1825г., о чём свидетельствуют треугольные щиты и женские головки в раковинах двустворчатых моллюсков, уточняется.

********Во времена правления Екатерины II после многочисленных опустошительных наводнений в Саксонии, Лотарингии и Шлезвиг-Гольштейне, а также восле Французской революции 1793г. чехам, немцам, датчанам, полякам и французам было разрешено иммигрировать в Северные столицы России, на юг, за р. Волгу и за р.Урал. Была создана Государственная Комиссия во главе с графом Г. Орловым.

*********Роговые щитки другой морской черепахи Биссы (Eretmochelys imbricata) из семейства Cheloniidae, которые также использовались для изготовления всевозможных красивых изделий - гребней, пуговиц, украшений, коробочек, - толстые и мутные и из-за отсутствия прозрачности (!) не использовались А.Ш. Булем для изготовления царской мебели.

 

3. земля, которая была приобретена для строительства дворца-особняка в конце XVIIIв. и собственно сам дворец-особняк, построенный на деньги его владельца, принадлежат действительным потомкам действительного владельца действительного дворца-особняка конца XVIIIв.

Избрание ... членом комиссии по законопроекту "О выдаче преступников по требованиям иностранных государств"

Елена КОРДИКова - yElena KORDIKova

Глоссарий

Антаблемент (франц. Entablement, от table – стол, доска) - верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах, - составной элемент классического архитектурного ордера. Антаблемент членится на несущую часть – архитрав, на опирающийся на него фриз и венчающую часть - карниз. Антаблемент возник на основе деревянного балочного перекрытия и в своих формах отражает его структуру.

Аркатура (от нем. Arkatur) - ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на внутренних стенах помещений.

Аттик (от греч. Attikos - аттический) - стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом, прямоугольное завершение портика.

Баро́кко (итал. barocco - «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии могущества, богатства, власти; характеристика европейской культуры XVII-XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».

Волюта (лат. и итал. Voluta, букв. - завиток, спираль) - архитектурный мотив в форме спиралевидного разворачивающегося завитка с кружком (“глазком”) в центре; часть ионической капители, входит также в состав коринфской и композитной капителей. Форму волюты имеют различные архитектурные детали, характерные для стиля барокко.

Гирлянда - орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т.п. Характерен для барокко.

Киот (от греч. kibotos), в православии застеклённый шкафчик для икон (божница).

Колонна (франц. colonne, от лат. columna - столб) – архитектурно обработанная, круглая в поперечном сечении вертикальная опора с художественно оформленной капителью и базой, стержневой элемент архитектурных ордеров.

Лепнина – рельефные украшения (фигурные и орнаментальные) на фасадах и в интерьерах зданий, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, штукатурки, бетона или других материалов. Особенно широко применялась в барокко и нарышкинском барокко.

Модульон (модильон) (франц. modillon) - архитектурная деталь типа кронштейна, которая поддерживает выносную плиту венчающего карниза.

Обели́ск (др.-греч. ὀβελίσκος - «небольшой вертел») - сужающийся кверху монумент, в большинстве случаев, квадратный в сечении. Важный элемент архитектуры Древнего Египта, где обелиски были символами Солнца. В Древнем Риме обелиски использовали, как гномоны солнечных часов или поворотные знаки в цирках.

Пилястра - плоский каннелированный или филёнчатый вертикальный выступ на фоне стены, имеющей базу и капитель.

Портик (от лат. porticus) - характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн (иногда-пилястр), помещенный перед фасадом здания, завершается аттиком или фронтоном.

Раковина, рокайль (от франц. rocaille, букв. – мелкий, дробленый камень, раковины) - мотив орнамента в виде стилизованной раковины.

Розетка - лепные детали круглой, овальной, прямоугольной формы с исходящими из центра листьями, лепестками, цветами.

Рококо́ (фр. rococo, от фр. rocaille - декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо- стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии.

Фриз (франц. frise) в архитектурных ордерах средняя горизонтальная часть антаблемента, между архитравом и карнизом;  заполняется сплошной лентой рельефов.

Фронтон (франц. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - треугольное (реже лучковое) завершение портика, ограниченное двумя скатами по бокам и карнизом у основания. рисунок Поле фронтона (тимпан) часто украшается скульптурой. Декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий.

 

Елена Г. Кордикова (Тася Мейерхольд) - потомок А.С. Пушкина (1799-1837) - опубликовать первые 38 томов поэзии: лирики, стихов, басен, притч, романсов, либретто, научных стихов, статей, пьес,  написанных после 2004г.! Монархической Партии России? Формат А5 "10 x 15" ч/б

Fermat Theorem - The Interruptions' Law Elena Kordikova 2003

 

5-6 марта 2011г., г. Краснодар

Hosted by uCoz