Alexander von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de, http://www.avh.de,

Tel.: 0049(0)-2288330;  Fax: 0049(0)-228833199, E-mail: post@avh.de

 

info@deutsche-allgemeine-zeitung.de 

die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Shibek Sholy 50, Office 418, 480044 Almaty, Kasachstan
Programmed Director

 

Prof. Dr.G. Limberg,

Follow-Up Sponsorship Abroad Russian Department,

the Alexander von Humboldt Foundation

[Русская секция Фонда А.ф.Гумбольдта, финансируемая за рубежом]

 

СС: LG - Samsung Electronics

www.samsung.kz

 

Тема. Либретто 2 к балету «Пьер и Мари, или Кристалл-Матрица-революция».

пошаговая сборка блоков

СТЕРЕО РС-МОНИТОРЫ, СТЕРЕОТЕЛЕВИЗОРЫ ДЛЯ ВСЕГО МИРА

KordikOdynNinium - сингония, CОТРЯСАЮЩАЯ дубы

http://www.meierhold-freenet.narod.ru/16a_01_2009.htm

В основе балетного спектакля, поставленного на музыку польских композиторов (Ф.Шопена, И.Я.Падеревского, М.Огиньского, Вольского), лежит профессиональная драма учёных: Мари Склодовской и Пьера Кюри*, ведущих человечество разными путями в век космической эры.

 

Балет-фантазия в 5-и действиях

Действие первое

Картина первая

Польша 70х годов XIX века. Варшава. Патриархальная католическая семья учителя. Библиотека. На полках книги, скульптуры. Сёстры Склодовские - Мария и её старшая сестра Бронте. Они мечтают об учёбе в Парижском Университете. Вскоре Бронте уезжает в Париж. Но не так-то просто поступить туда. Мари заканчивает гимназию. В Варшаве становится невозможным продолжить ей в дальнейшем учёбу - в этом ей отказывает начальство Варшавского Университета. В воздухе нарастает напряжённость. Не за горами революция (едва слышны звуки «Варшавянки» **).

Мари становится душно жить в её родном городе. Теперь и она грезит о Париже – символе свободы и просвещения - и об учёбе в Сорбонне. Мари хочет попытать своё счастье. Отец и мать умоляют её остаться. Но Мари непреклонна, хотя она и понимает, что она может больше никогда не вернуться в родительский дом. Она прощается со своею семьёй, кружась под звуки полонеза Огиньского «Прощание с Родиной».

 

Картина вторая

Франция, Париж. Патриархальная аристократическая семья священника англиканской церкви, недавно эмигрировавшая из Англии во Францию - Пьер только что окончил Оксфордский колледж. Он мечтает о поступлении в Парижский Университет – в Парижскую Сорбонну.

 

Картина третья

Париж. Университет Сорбонны. Учёба Пьера. Он изучает физику, химию, минералогию и кристаллографию. Пьер бредит минералами и кристаллами. Его волнуют проблемы электропроводности и магнетизма. Он целиком поглощён экспериментами.

 

Картина четвёртая

       Выпускной бал в Сорбонне. Танец студенток. В центре празднества - Пьер Кюри в просторной чёрной монашеской тунике и в головном уборе бакалавра. В руках он держит большой магический кристалл тёмного цвета, который притягивает, как магнит, к Пьеру студенток. Но Пьер ничего не видит, кроме этого кристалла. Ничего не видит и не слышит. Его интересует только наука. Не замечает он и оказывающих ему внимание студенток. В голове у Пьера уже рисуются эксперименты и будущие научные проекты.

 

Действие второе

Картина первая

       Кафедра в Университете. Пьер колдует над колбами. Периодически его то притягивают, то отталкивают приборы. Он что-то конструирует. Через некоторое время начинается экзамен, на который приходят студенты и студентки. Среди них скромная иностранка из Польши – Мари. Пьер принимает у студентов экзамен. Доходит очередь до Мари. Он удивлён её знаниями в области физики и приглашает девушку поработать на его кафедре в качестве ассистентки.

 

Картина вторая

       Мари в тёмной магической комнате пытается вырастить кристалл. Кристалл никак не хочет расти. Грустные мысли овладевают ей. Перед глазами возникают различные видения. Тоска по Родине и беспокойство за сестру и родителей не даёт ей возможности сосредоточиться на кристалле. Она понимает, что ей интересны не кристаллы и даже не их неприступный обладатель – Пьер, а нечто другое. Все мысли её уже заняты думами об одном научном явлении. Целеустремлённость Мари удивляет Пьера. Он увлекается своей аспиранткой и её проблемами. С ней он забывает обо всём на свете и о своих кристаллах. Теперь уже Мари становится его кристаллом и магнитом. Отныне его уже волнует только те проблемы и задачи, которые волнуют Мари. И название им – радиоактивность.        

 

Картина третья

       Физико-химическая лаборатория. Мари и Пьер закачивают последние измерения и расчёты. Они счастливы. Они открыли один радиоактивный элемент, добытый из Чешской урановой руды. Он светится. Мари хочет назвать его Полонием. В честь своей далёкой и многострадальной Родины - Польши. Но Пьер – неприступный консерватор. Он убеждает Мари назвать этот элемент торием. По имени английской партии Тори, выражающей интересы земельной аристократии Англии. Мари уступает. Но уже следующий радиоактивный элемент она знает, что назовёт Полонием.

 

Действие третье

Картина первая

       Стокгольм. Памятник Альфреду Нобелю, который уже не показывает рукою на Россию, а стыдливо смотрит вниз***. Нобелевский комитет с учёными мужами и чиновниками. Пьер и Мари демонстрируют своё открытие. Один за другим выступают с танцами учёные мужи. Пьер и Мари пытаются поправить их танцы, показав ещё раз свой, оригинальный. Ведь речь идёт о прогрессе науки, а не о милитаризации. Но, кажется, им это не совсем удаётся.

 

Картина вторая

        Бал и фуршет в Швеции. Накрыт шведский стол, устроенный в честь Нобелевских лауреатов. Роскошно одетые дамы чиновников и учёных мужей блистают своими бальными платьями и бриллиантами. Звучат мазурки, ноктюрны и вальсы Ф. Шопена. Пришедших гостеприимно встречает церемонийбургомейстер. Праздник и веселье в разгаре. Лишь Мари и Пьер грустны. Им скучно в этой серой безликой толпе. Пьер считает бриллианты и драгоценности у веселящихся на балу дам. Он прикидывает, сколько научных лабораторий можно на них построить. Пьер всё ещё мечтает о своём магическом кристалле. Задумчива и Мари. Звуки полонезов обращают её мысли к Польше. Она размышляет, где ещё можно достать для экспериментов урановую руду. Её начинают одолевать странные видения. Откуда-то издалека доносятся звуки «Танца с саблями» Хачатуряна. Они всё нарастают и нарастают. Внезапно, на гребне волны, появляются радиоактивные химических элементов из отряда Лантаноидов. К ним присоединяются химические элементы из отряда Актиноидов. Все радиоактивные изотопы, одетые в фосфоресцирующие костюмы, размахивают саблями. Их уже видит и Пьер. Он в ужасе убегает, преследуемый одним из элементов – торием-терием в одежде дикого кабана. Мари остаётся, чтобы досмотреть до конца танец. Среди них она вдруг замечает знакомые лица Радия и Полония. Внезапно всё покрывается тьмой. Откуда-то издалека доносятся громовые раскаты. Внезапно их всех сметает шквал воды - шквал грядущей революции. За занавесом мечущиеся в панике в разные стороны силуэты людей. На небосклоне видна хохочущая планета Марса. С ней заодно и планета Юпитера. Занавес опускается, но звуки грома и громыхающих орудий – предвестники неотвратимой беды и рока усиливаются. Рушатся здания.

 

Действие четвёртое

Картина первая

       В Европе пахнет бурей. Идёт 1905 год. Заволакивает тёмными тучами небо. С дикими криками проносятся по воздуху птицы. Не спокойно на душе у Пьера. Тяжёлые мысли терзают его – он чувствует приближение какой-то неотвратимой беды. Пьер уже сожалеет о том, что занялся радиоактивными элементами. Он понимает, что отдал свою душу дьяволу и смерти - смерти ни в чём не повинных людей. С грустью вспоминает он свои молодые годы, когда еще, будучи студентом, он хотел разгадать тайну магического кристалла. Понимает, что надо срочно что-то делать, решать, менять. Не спокойно на душе и у Мари. Она отговаривает Пьера от принятия скоропалительных решений. Пьер её не слушается и выходит на улицу. Он не может больше продолжать идти дорóгой Мари. Он решает вернуться к своей теме и к своим магическим кристаллам. Разрыв неминуем. Пьер одевается и идёт в свою старую лабораторию в Сорбонне, глядя себе под ноги. И вдруг из-за угла выскакивает экипаж со взбесившейся лошадью. В нём едет в Собор святой Магдалены замаливать свои грехи титулованная французская знать. Пьер едва успевает от них увернуться. Но с противоположной стороны движется другой экипаж, перевозящий скульптуры лошадей из Петербурга в Париж. Кучер не может удержать лошадей. Повозка переворачивается, и Пьера затаптывают насмерть вышедшие из-под контроля кони. На заднем фоне видны силуэты сражающихся непонятно за что и за какую свободу людей. Звучат залихватские песни эскадронов летучих гусар.

 

Картина вторая

        Мари в тёмной платье сидит одна в лаборатории. Впервые ей не хочется ничем заниматься. Тяжёлые мысли теперь не покидают и её. Она уже знает, что их – её, Пьера, Антуана – всех их обманули все те чёрные неучи и невежи, которые воспользовались результатами их открытий. Она хочет всё бросить и уехать домой. Но не в Варшаву, а в деревню. Туда, где прошли её детские годы. В литовскую Польшу. Перед глазами встаёт образ отца и матери, любимой старшей сестры Брони. Но вдруг она вспоминает о восстании. О крови, жестокости и людской боли. Она мечется. Она не знает, что ей лучше предпринять. Мари начинает молиться «Дева Анна Мария, мать всех матерей…». В это время в лабораторию входят её дочери - Ирэн и Ева. Они хотели утешить и поддержать свою мать. Но что они видят?! Сложенные в молитве руки коленопреклоненной Мари? Дочери смотрят на мать с изумлением и тревогой. Они поражены. Естественно-научное воспитание и образование, физика с детских лет, школа Беккереля и вдруг… их мать… знаменитая и выдающаяся Мари с молитвой на устах! Но может это начало Поминальной молитвы по радиоактивности? Мари пытается справиться со своими чувствами и переживаниями. Ей видится образ Пьера. К нему простирает она свои руки. Но его не замечают его дочери.

 

Действие пятое

Картина первое

       Начало Первой Мировой войны. Мария в Сорбонне начинает свою лекцию. Внезапно в зал врываются все те химические элементы, которые ей привиделись тогда, в Стокгольме. Но что такое? Их танец становится всё неистовее и жестче. Два из них, светящихся, уже нападают на неё. Мария пытается отстраниться – не получается. Она старается защититься. Один из них – её Полоний. Мари в ужасе закрывает лицо руками и убегает. 

 

Картина вторая

       Заканчивается Первая Мировая война. То тут, то там слышны звуки грома и пушек.

Звучит мелодия «Варшавянки». Мария в госпитале. Она сестрой милосердия пытается помочь раненым солдатам. Она работает на рентгеновской установке и пытается спасти обречённых на смерть солдат. Мари помогают её дочери. Тёмные краски постепенно сменяются музыкой милосердия, света, любви и сострадания к ближним. «Но как она может изменить этот ужасный и несправедливый мир?» - спрашивает она себя и других в танце. Внезапно перед её глазами возникает образ Пьера, несущего не чёрный, а белый магический кристалл. И этот образ Пьера становится всё реальнее и реальнее. Он умножается. Вокруг всё как-то сразу вдруг преображается и становится объёмным. Везде зеркала и мониторы со стереоскопическим изображением. И всюду магическое сияние кристаллов, несущих людям добро, светоч знаний, мир и любовь.

 

 

Постановка для учеников и последователей Ю.Н. Григоровича (в традициях русского классического балета). Помимо г. Алматы, крайне желательны постановки в г. Краснодаре, Сочи, Перми, Нижнем Новгороде, Самаре, Челябинске, Красноярске, Семипалатинске и в других балетных, экологически чистых культурных центрах!

Продолжительность антрактов, начиная со второго, - 5-7 минут.

 

Действующие лица и исполнители

Пьер Кюри*

Мари Склодовская*

Антуан Анри Беккерель*

Ирэн

Ева

 

Студентки, студенты

Церемониймейстер

Учёные мужи, чиновники и их жёны

Химические элементы

 

Обер-церемониймейстер

Церемониймейстер и их слуги - чиновники

 

** «Варшавянка» - популярный революционный гимн польского и русского пролетариата (восстание 1863г.). Мелодия («Марш зуавов») записана в 1863г. Вольским. Польский текст В. Свенцицкого (1883); русский – Г.М.Кржижановского (1897).

 

*** Пьер Кюри (Pierre Curie) – 1859-1906, французский учёный. Исследователь пьезоэлектричества. Исследователь симметрии кристаллов, магнетизма (пара-, ферро- и антиферромагнетики). Совместно с М. Склодовской-Кюри открыл полоний и радий (1898) и исследовал радиоактивное излучение. Нобелевская Премия по физике, 1903г. (совместно с М. Складовской-Кюри и А. Беккерелем) за открытие явления радиоактивности.

Мари Склодовская (Marie Skłodowska-Curie) – 1867-1934, французская учёная, урожденная литовско-русская полька. Обнаружила радиоактивность тория (1898). Создатель учения о радиоактивности. Совместно с П. Кюри открыла полоний и радий (1898) и исследовала радиоактивное излучение. Нобелевская Премия по физике, 1903г. (совместно с П. Кюри и А. Беккерелем) за открытие явления радиоактивности. Нобелевская Премия по химии, 1911г. (совместно с А. Дебьерном) за открытие и исследование свойств металлического радия – источника радиоактивного облучения.

Антуан Анри Беккерель (Becquerel) - 1852-1908, французский физик, сын и внук французских физиков Антуана Цезаря (1788-1878) и Александра Эдмондта Беккереля (1820-1891) – создателей теории фосфо- и флюоресценции и термического электричества. Антуан Анри Беккерель открыл естественную радиоактивность солей урана (1896). Нобелевская Премия по физике, 1903г. (совместно с П. Кюри и М. Склодовской-Кюри).

 

Нобель Альфред Бернхард (Nobel Alfred Bernhard) - 1833-1896, российский изобретатель и промышленник, который всю свою жизнь прожил в России, где и изобрёл в 1867г. динамит, который принёс ему мировую славу, известность и основные капиталы. Организатор и совладелец многих предприятий в России по производству взрывчатых веществ. Основал Нобелевскую премию. Завещал всё своё состояние российским учёным, сделавшим выдающиеся открытия в области физики, химии, медицине и физиологии.

Отец Альфреда Нобеля: Эммануэль Нобель (1801-1872) – изобретатель подводных мин. Основал в Петербурге механический завод.

Брат: Людвиг Нобель (1831-1888) – конструктор станков. Превратил созданный отцом механический завод в Петербурге в крупный Машино-строительный завод – завод «Людвиг Нобель» (ныне завод «Русский дизель»). Совместно с братом основал нефтепромышленное предприятие в гаку – «Товарищество братьев Нобелей» (с 1879г.).

Племянник: Эммануэль Нобель (1859-1932) – сын Людвига Нобеля. С 1888 по 1917гг. возглавлял предприятия семьи Нобелей в России. С 1918г. переправил в Швецию все основные и оборотные капиталы, заработанные в России в Швецию.

Нобелевские премии с 1969 г. стали присуждаться по экономике, за литературные произведения и за деятельность по укреплению мира. Последние Нобелевские Премии за деятельность по укреплению мира и стабильности были присуждены президенту США Джорджу Бушу-младшему и премьер-министру Великобритании Тони Блэйеру.

Деградация потомков Эммануэля Канта-Нобеля.

 

Нобелевский комитет должен вернуть все деньги А.Нобеля в Россию. На развитие Российской науки. В противном случае – вымирание Швеции и стран Скандинавии по причине неумения предсказывать метеорологические условия. Нобелевские Комитеты переезжают из Швеции и Дании в Санкт-Петербург. Основания: 1. Завещание и капиталы Альфреда и Людвига Нобелей (1888). 2. Деградация потомков Эммануэля Канта-Нобеля – присуждение премий за укрепление мира и стабильности на Планете антироссийским учёным президенту США Джорджу Бушу-младшему и премьер-министру Великобритании Тони Блэйеру.

 

Тасия Мейерхольд-Вертинская

/Представитель Фонда им. Александра Гумбольдта в России, Казахстане и Республиках Средней Азии, грант N V-8100/B-KAS/1066068/

22 июня 2004г., г.Краснодар

пошаговая сборка блоков

СТЕРЕО РС-МОНИТОРЫ, СТЕРЕОТЕЛЕВИЗОРЫ ДЛЯ ВСЕГО МИРА

KordikOdynNinium - сингония, CОТРЯСАЮЩАЯ дубы

http://www.meierhold-freenet.narod.ru/16a_01_2009.htm

www.meierhold-poesie.narod.ru/zhili_byli_dve_lyagushki.htm

KOENIGIN



Hosted by uCoz