Alexander von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de, http://www.avh.de,

Tel.: 0049(0)-2288330;  Fax: 0049(0)-228833199, E-mail: post@avh.de

 

info@deutsche-allgemeine-zeitung.de 

die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Shibek Sholy 50, Office 418, 480044 Almaty, Kasachstan
Programmed Director

 

Prof. Dr.G. Limberg,

Follow-Up Sponsorship Abroad Russian Department,

the Alexander von Humboldt Foundation

[Русская секция Фонда А.ф.Гумбольдта, финансируемая за рубежом]

 

Тема: Право женщин на работу и труд: развитие науки и техники в России.

 

Музыка не написана (возможно использование фрагментов: из вступления и финала к балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро», 3-ий акт к балету Р. Щедрина «Анна Каренина», греческих мелодий типа «Сиртаки», и некоторых других мелодий).

 

Либретто к международному балету

«Софья – София»

        В основе балета-трагедии - нелёгкая судьба женщины-учёной Софьи Васильевны Ковалевской.

 

Действие Первое

 Картина Первая

Софья грезит математикой. Волшебной палочкой выводит она вокруг себя математические формулы. Софья танцует свой танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечности.

Она хочет учиться дальше. Об этом же мечтает и её старшая сестра Анна. Но где можно продолжить учёбу и найти работу? В России это невозможно. В Европу девушек самих не пускает строгий отец. И тогда сёстры договариваются о фиктивной замужестве Софьи с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Софья и Владимир танцуют вальс И. Штрауса - Вальс Интеграла. А впереди их всех - Софью, Владимира и Анну уже ждёт отъезд на учёбу за границу.

 

Картина Вторая

Германия. Хайдельберг. Внизу, вдоль берегов широкой реки Неккар расположился старый город. Впереди виден старый-старый мост. На горе возвышается Хайдельбергский Университет. В Университете Софью допускают к слушанию лекций по математике и физике. В Берлине она уже берёт частные уроки математики у профессора ВассерШтрассе. Жизнь в Германии окрыляет её. Всё новые и новые идеи приходят ей здесь в голову. Она танцует вместе с красками свой любимый танец Радуги, в котором видимый свет её мироощущения преломляется и распадается на множество разноцветных цветов и красок. Танцуя, в нём она находит всё новые и новые оттенки и переливы. Она мечтает о лучшей жизни, она работает, она творит...

Но внезапно раскаты грома, предвещающие политические перемены прокатываются по всей Европе. Не оставляют они в стороне и Германию. Софья понимает, что ей, иностранке, лучше вернуться на Родину. Но сможет ли она там найти себе работу? Вот в чём вопрос!

 

Действие Второе

Картина Первая

Москва. Софья Ковалевская возвратилась из Германии. Она хочет работать в России. Софья по очереди знакомится с российскими учёными и Российской Академией Наук. Сначала все встречи проходят весело и непринуждённо. Софью принимают в Московских кружках. Её называют Микеланджело разговора. Но как только речь заходит о любимой ею математике и работе по специальности, она понимает – в России ей ничего не светит. Меркнут в танце ранее разноцветные последовательности. Её голубые, зелёные, розовые, оранжевые бесконечности пытаются бездарно выписывать чьи-то мужские штаны, показывающие полное непонимание тогдашних математиков-мужчин фундаментальных целей и задачей своей науки. Учёные мужья, как попало построенные в ряды Фурье, уже танцуют свой тёмно-серый танец. Каждый из них заискивает и лебезит в глаза перед каждым последующим, а за спиной плетёт интриги и строит козни соседу. Все они одеты в тёмные костюмы. Софья пытается вклиниться в отравленные лестью и подхалимством ряды учёных. Сначала с ней пробуют танцевать с несколькими из них, но те всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Он наступает. Софья не знает, что делать. Её отталкивают и гонят прочь учёные мужи, клюя и размахивая перед ней полами своих чёрных сюртуков. Софья начинает метаться. За неё пытается вступиться Владимир Ковалевский. Но тщетно.

 

Картина Вторая

Владимир тоже несчастлив в России после возвращения из Европы, где он написал свои гениальные труды по эволюционной палеонтологии. Периодически во сне перед ним пробегают разнообразные образы изучаемых им ископаемых трёхпалых лошадей-гиппарионов, свиней-антракотериев, жвачных… Все они зовут его к себе. И каждый раз Владимир с ужасом просыпается. Но теперь ископаемые всё чаще и чаще приходят к нему и во сне, и наяву. Они всё бегут и бегут по кругу, как на манеже в цирке. И их число с каждым кругом всё увеличивается в математической последовательности, и всё наращивается и наращивается… Теперь среди них он различает только ископаемых лошадок, которые уже в своём танце движутся боковыми переменными прыжками слева направо, слева направо, слева направо… И быстро сходят с дистанции… И это уже не сон. Но почему всё это происходит? По какому-такому закону?! Владимир ищет и не может найти себе ответа. Он не знает, как ему сохранить себя в этом бесжалостном людском круговороте жизни, который безжалостно выкидывает за борт всех тех, кто не сумел к ней приспособиться.

 

Картина Третья

Москва. Никак не хочет она вписать в себя возвратившихся на Родину Софью и Владимира. Танец удручённых невзгодами жизни в России. Софья мечется от одной области знаний к другой. Она пытается заняться литературой и начинает писать романы и повести. Владимир переводит на русский язык научные труды по естествознанию, пытается заняться коммерцией и т.д. Но их опыт и знания здесь никому не нужны. Она в танце очерчивает круг, из которого ей уже никогда не выбраться. Теперь Софью всё раздражает - ограниченности местной научной элиты, блеск и нищета жизни, пустота окружающей действительности во всём своём показном блеске. Жизнь московских завсегдатаев гостиных и их праздный образ жизни всё больше и больше затягивают её. Она опять предпринимает попытки выбраться из этого заколдованного круга и из поглощающего её круговорота жизни. Танцуя в жизни, она снова и снова чертит круги - сначала один, потом другой, третий, четвёртый… Но это уже не круги, а эллипсы. Наконец, Софья решает оставить Владимира и маленькую дочь Софью и уехать в Германию с тем, чтобы продолжить занятия наукой. Но куда? В Хайдельберге – наводнение. Все улицы старого города затоплены водой; разрушен старый мост… И Софья едет в Вюрцбург.

 

Действие Третье

Картина Первая

Германия. Вюрцбургский Университет. В Вюрцбурге Софья снова встречает своего профессора Вассерштрассе, который искренне рад приезду своей ученицы. Работая с профессором, Софья чувствует себя в Германии как за каменной спиной. Она продолжает трудиться над своими незаконченными работами по математике.

Софья танцует со своим профессором танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные бесконечности в мужских штанах, показывающий непонимание фундаментальных математиков-мужчин целей и задачей своей науки. На них наступают мужчины-учёные. Здесь они иерархически построены в ряды Фурье: каждый из них знает своё место и каждый предыдущий зависит и подчиняется каждому последующему. Она их никак не может дифференцировать: все они почти на одно лицо - в чёрных костюмах с галстуками. Софья пытается вклиниться в эти ряды. Её профессор пытается ей помочь. Но тщетно. Сначала Софья  пробует танцевать то с одними, то с другими, но те всё время сбиваются с ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Их теперь связывает одна цель – уничтожить её. И они наступает. Софья не знает, что делать. Ей становится страшно. Тем временем из России приходит известие о гибели Владимира – он так и не смог приспособиться к описанным им жизненным правилам и закономерностям. Софья в отчаянии. Она решается ехать к дочери… в Россию. Что ожидает её впереди? Всё тоже беспросветное будущее? Вместе с тем Софья понимает, что в старую Германию, где ей никто не может предложить работу, она уже тоже не вернётся.

 

Картина Вторая

Швеция. Стокгольмский Университет. Кафедра математики (рекомендации Софье даёт её родственник по материнской линии – профессор Энгельгардт**** из Дерптского Университета). Софья, наконец, получает возможность работать и заниматься наукой. Её заслуги в математике, наконец, оценены не только в Швеции, Германии, но и в России. Но местный климат подтачивает её подорванное борьбой с ветряными мельницами здоровье. Тем не менее, Софья продолжает свои научные исследования. Она подготавливает на конкурс в Париж одну из своих работ. Инкогнито. Это танец. вращения твердого тела около неподвижной точки. И вслед за этим премия за исследование. Танец с разноцветными обручами. Сначала его Софья танцует с одним обручем, потом с двумя, с тремя, четырьмя… И получает престижную премию - высшую награду Французской Академии Наук. Наконец, её математический дар, способности и работы оценили во Франции. Но здоровье опять напоминает ей о себе. Всё чаще и чаще она начинать терять сознание. Теперь и кашель преследует её всё больше и больше. А Софье ещё надо проверить, сколько на самом деле существует у Сатурна колец-обручей: несколько или всё же одно кольцо, которое в лучах отражённого света лишь выглядит как несколько? Одно или несколько? И какой формы – круглой или эллипсоидной? Но как это сделать? Софья мечтает о белом телескопе и об обсерватории. Но с каждым днём силы её оставляют. Местный климат высасывает из неё последние силы. Врачи запрещают заниматься наукой. И Софья во цвете лет погибает от туберкулёза лёгких. Звучит траурная кантата-реквием «Горе женским умам». Сплотившиеся учёные мужи, одетые в чёрные костюмы и белые сорочки с повязанными мужскими галстуками-удавками жёлтого цвета в чёрную клетку, в шахматном порядке танцуют Танец Интеграла и радуются своей ограниченной бело-чёрной #дифференциальной# жизни.

А в тёмном небе, в созвездии Ориона, всходит новая суперзвезда-планета, имя которой София, что означает Мудрость.

 

Постановка для учеников и последователей Ю.Н. Григоровича (в традициях русского классического балета).  

 

Действующие лица и исполнители

Софья

Её сестра - Анна

Владимир Ковалевский

Профессор Вассерштрассе

Дочь Софьи

 

Ленты

Учёные мужи

В сценах также принимают участие одетые по последней моде завсегдатаи петербургских и московских гостиных и кружков.

 

 

* Софья Васильевна Ковалевская (Kowalewskaja), урождённая Корвин-Круковская (Korwin-Krukowska), Шуберт-Энгельгардт по матери – 1850-1891 – русская женщина-математик, первая (после Екатерины Воронцовой-Дашковой) женщина член-корреспондент Санкт-Петербургской Академии Наук (1889). Основные труды: по математическому анализу (дифференциальные уравнения и аналитические функции), механике (вращение твёрдого тела вокруг неподвижной точки) и астрономии (форма колец Сатурна; астрономические наблюдения в частной обсерватории В.П. Энгельгардта, Дрезден). Автор беллетристических произведений.  

** Владимир Онуфриевич Ковалевский (Kowalewski) – 1842-1883 – русский зоолог, палеонтолог, основоположник эволюционной палеонтологии. Автор классических трудов по эволюции копытных животных. Первым из палеонтологов применил эволюционное учение к проблемам филогенеза позвоночных; установил взаимосвязь морфологических и функциональных изменений с условиями существования. Автор правила «инадаптивной эволюции», многих работ по эволюционной палеонтологии позвоночных животных.

*** Дерптский Университет был основан в 1802г. на базе Академии Густавиана (1632-1965гг. и 1690-1710гг.). С 1893 по 1918 гг. именовался Юрьевским Университетом. В настоящее время известен как Тартуский Университет Эстонской Республики.

****[Engelhardt- (Juergen-Georg/Feodor) & Engelhardt-Meierhold (Emil)]. См. А.Тихонова «Род Энгельгардтов в истории России XVIII-XX веков». Смоленск.

 

Тасия Мейерхольд, Ph.D.

/Представитель Фонда им. Александра Гумбольдта в России, Казахстане и Республиках Средней Азии, грант N V-8100/B-KAS/1066068/

22 июня 2004г., г.Краснодар



Hosted by uCoz