Alexander
von Humboldt-Stiftung, Jean-Paul-Str.12, D-53173 Bonn; http://www.humboldt-foundation.de,
http://www.avh.de,
Tel.:
0049(0)-2288330; Fax: 0049(0)-228833199,
E-mail: post@avh.de
info@deutsche-allgemeine-zeitung.de
die DAZ (Deutsche Allgemeine Zeitung)
Shibek Sholy 50, Office
418, 480044 Almaty, Kasachstan Programmed Director
Prof. Dr.G. Limberg,
Follow-Up Sponsorship Abroad Russian Department,
the
Alexander von Humboldt Foundation
[Русская секция Фонда А.ф.Гумбольдта, финансируемая за рубежом]
Тема: Право женщин на работу и труд: развитие науки и техники в России.
Gastprofessur
Балет «Софья и София»
В основе балета-трагедии - нелёгкая судьба женщины-учёной Софьи Васильевны Ковалевской. Балет может быть поставлен на Эволюционную музыку русских, немецких, австро-венгерских и т.д. композиторов* (Ф.Шуберта и П.И. Чайковского). Вальс Интеграла. Музыка не написана (возможно использование фрагментов: из вступления и финала к балету П.И. Чайковского «Лебединое озеро», 3-ий акт к балету Р. Щедрина «Анна Каренина», греческих мелодий типа «Сиртаки», и некоторых других мелодий).
Действия, картины |
Музыка |
Действие Первое Картина Первая Софья грезит математикой.
Волшебной палочкой выводит она вокруг себя математические формулы. Софья танцует свой танец с разноцветными
лентами, выписывающими голубые, зелёные, розовые, оранжевые… заоблачные
бесконечные последовательности.
Она хочет учиться дальше. Об этом же мечтает и её старшая сестра Анна. Но где
можно продолжить учёбу и найти работу? В России это невозможно. В Европу
девушек самих не пускает строгий отец. И тогда сёстры договариваются о
фиктивной замужестве Софьи с Владимиром Онуфриевичем Ковалевским. Софья и Владимир танцуют вальс - Вальс Интеграла. А впереди их всех -
Софью, Владимира и Анну уже ждёт отъезд на учёбу за границу. |
А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1. Вальс Интеграла - вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель” (вальс из «Маскарада») |
Картина Вторая Германия. Хайдельберг. Внизу, вдоль берегов широкой реки Неккар расположился старый город. Впереди виден старый-старый мост. На горе возвышается Хайдельбергский Университет. В Университете Софью допускают к слушанию лекций по математике и физике. |
Бизе “Кармен” (вступление - начало учёбы в Хайдельберге) Сибелиус Я. “Грустный вальс”. Кант. Песня “Сидит сова на печи”. Скрябин А. “Мечты” |
В Берлине она уже берёт
частные уроки математики у профессора ВассерШтрассе. Жизнь в Германии
окрыляет её. Всё новые и новые идеи приходят ей здесь в голову. Она танцует
вместе с красками свой любимый танец Радуги, в котором видимый свет её
мироощущения преломляется и распадается на множество разноцветных цветов и
красок. Танцуя, в нём она находит всё новые и новые оттенки и переливы. Она
мечтает о лучшей жизни, она работает, она творит... |
А Скрябин. Гирлянды. Танец с лентами. Соч. 73, N1. |
|
|
Но внезапно раскаты грома,
предвещающие политические перемены прокатываются по всей Европе. Не оставляют
они в стороне и Германию. Софья понимает, что ей, иностранке, лучше вернуться
на Родину. Но сможет ли она там найти себе работу? Вот в чём вопрос! |
И.С. Бах. Концерт N1. Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару. |
Действие Второе Картина Первая Москва. Софья Ковалевская
возвратилась из Германии. Она хочет работать в России. Софья по очереди
знакомится с российскими учёными и Российской Академией Наук. Сначала все
встречи проходят весело и непринуждённо. Софью принимают в Московских
кружках. Её называют Микеланджело разговора. Но как только речь заходит о
любимой ею математике и работе по специальности, она понимает – в России ей
ничего не светит. Меркнут в танце ранее разноцветные последовательности. Её
голубые, зелёные, розовые, оранжевые бесконечности пытаются бездарно
выписывать чьи-то мужские штаны, показывающие полное непонимание тогдашних
математиков-мужчин фундаментальных целей и задачей своей науки. |
Хор мальчиков. Оратория. |
Учёные мужья,
как
попало построенные в ряды Фурье, уже танцуют свой тёмно-серый танец.
Каждый из них заискивает и лебезит в глаза перед каждым последующим, а за
спиной плетёт интриги и строит козни соседу. Все они одеты в тёмные костюмы.
Софья пытается вклиниться в отравленные лестью и подхалимством ряды учёных.
Сначала с ней пробуют танцевать с несколькими из них, но те всё время сбиваются
с ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Он наступает.
Софья не знает, что делать. Её отталкивают и гонят прочь учёные мужи, клюя и
размахивая перед ней полами своих чёрных сюртуков. Софья начинает метаться.
За неё пытается вступиться Владимир Ковалевский. Но тщетно. |
массовое «хоруми», воинственный грузинский танец Сердце гор (музыка А.М.Баланчивадзе, 1937) |
Картина Вторая Крым. Владимир тоже несчастлив в России после
возвращения из Европы, где он написал свои гениальные труды по эволюционной
палеонтологии. Периодически во сне перед ним пробегают разнообразные эволюционные последовательности изучаемых им ископаемых трёхпалых
лошадей-гиппарионов, свиней-антракотериев, жвачных… Все они зовут его к себе. И каждый раз Владимир с
ужасом просыпается. Но теперь ископаемые всё чаще и чаще приходят к нему и во
сне, и наяву. Они всё бегут и бегут по кругу, как на манеже в цирке. И их
число с каждым кругом всё увеличивается в математической последовательности,
и всё наращивается и наращивается… Теперь среди них он различает только ископаемых лошадок, которые уже в своём
танце движутся боковыми переменными прыжками слева направо, слева направо,
слева направо… И быстро сходят с
дистанции… И это уже не сон. Но почему всё это происходит? По
какому-такому закону?! Владимир ищет и не может найти себе ответа. Он не
знает, как ему сохранить себя в этом бесжалостном людском круговороте жизни,
который безжалостно выкидывает за борт всех тех, кто не сумел к ней
приспособиться. |
|
Картина Третья Москва. Никак не хочет она
вписать в себя возвратившихся на Родину Софью и Владимира. Танец удручённых
невзгодами жизни в России. Софья мечется от одной области знаний к другой.
Она пытается заняться литературой и начинает писать романы и повести.
Владимир переводит на русский язык научные труды по естествознанию, пытается
заняться коммерцией и т.д. Но их опыт и знания здесь никому не нужны. Она в
танце очерчивает круг, из которого ей
уже никогда не выбраться. Теперь Софью всё раздражает - ограниченности
местной научной элиты, блеск и нищета жизни, пустота окружающей
действительности во всём своём показном блеске. Жизнь московских завсегдатаев
гостиных и их праздный образ жизни всё больше и больше затягивают её. Она
опять предпринимает попытки выбраться из этого заколдованного круга и из
поглощающего её круговорота жизни. Танцуя в жизни, она снова и снова чертит
круги - сначала один, потом другой, третий, четвёртый… Но это уже не круги, а
эллипсы. Наконец, Софья решает оставить Владимира и маленькую дочь Софью и
уехать в Германию с тем, чтобы продолжить занятия наукой. Но куда? В
Хайдельберге – наводнение. Все улицы старого города затоплены водой; разрушен
старый мост… И Софья едет в Вюрцбург. |
П.И. Чайковский увертюра-фантазия "Гамлет"(1888), фантазия "Буря" (1873) Cофья с дочерью Колыбельная |
Действие Третье Картина Первая Германия. Вюрцбургский
Университет. В Вюрцбурге Софья снова встречает своего профессора
Вассерштрассе, который искренне рад приезду своей ученицы. Работая с
профессором, Софья чувствует себя в Германии как за каменной спиной. Она
продолжает трудиться над своими незаконченными работами по математике. |
П.И.
Чайковский кантата на стихотворение Шиллера "К радости". |
Софья танцует со своим
профессором танец с разноцветными лентами, выписывающими голубые, зелёные,
розовые, оранжевые… заоблачные бесконечности в мужских штанах, показывающий
непонимание фундаментальных математиков-мужчин целей и задачей своей науки. |
|
На них наступают
мужчины-учёные. Здесь они иерархически
построены в ряды Фурье: каждый из них знает своё место и каждый предыдущий
зависит и подчиняется каждому последующему. Она их никак не может
дифференцировать: все они почти на одно лицо - в чёрных костюмах с
галстуками. Софья пытается вклиниться в эти ряды. Её профессор пытается ей
помочь. Но тщетно. Сначала Софья
пробует танцевать то с одним, то с другим, но те всё время сбиваются с
ритма. И вот уже аритмитчно танцует весь мужской коллектив. Их теперь
связывает одна цель – уничтожить её. И они наступает. Софья не знает, что
делать. Ей становится страшно. |
П.И.
Чайковский увертюра "Манфред", |
Тем временем из России
приходит известие о гибели Владимира – он так и не смог приспособиться к описанным им жизненным правилам и закономерностям.
Софья в отчаянии. Она решается ехать к дочери… в Россию. Что ожидает её
впереди? Всё тоже беспросветное будущее? Вместе с тем Софья понимает, что в
старую Германию, где ей никто не может предложить работу, она уже тоже не
вернётся. |
Бизе “Кармен” (танец, смерть В.О. Ковалевского), Бизе “Кармен” (адажио “Жизнь продолжается”), |
Картина Вторая Швеция.
Стокгольмский Университет. Кафедра математики (рекомендации Софье даёт её
родственник по материнской линии – профессор Энгельгардт**** из Дерптского
Университета). Софья, наконец, получает возможность работать и заниматься
наукой. Её заслуги в математике, наконец, оценены не только в Швеции,
Германии, но и в России. Но местный климат подтачивает её подорванное борьбой
с ветряными мельницами здоровье. |
|
Тем не менее, Софья
продолжает свои научные исследования. Она подготавливает на конкурс в Париж
одну из своих работ. Инкогнито. Это танец.
вращения твердого тела около неподвижной точки. Танец с разноцветными
обручами. Сначала его Софья танцует с одним обручем, потом с двумя, с тремя,
четырьмя… И получает престижную премию - высшую награду Французской
Академии Наук. Наконец, её математический дар, способности и работы оценили
во Франции. Но здоровье опять напоминает ей о себе. Всё чаще и чаще она
начинать терять сознание. Теперь и кашель преследует её всё больше и больше. |
|
А Софье ещё надо проверить,
сколько на самом деле существует у
Сатурна колец-обручей: несколько или всё же одно кольцо, которое в лучах
отражённого света лишь выглядит как несколько? Одно или несколько? И какой
формы – круглой или эллипсоидной? Но как это сделать? Софья мечтает о белом телескопе и об обсерватории. |
И.С. Бах. Концерт N1. Соль мажор. По Саксен-Ве(а)ймару. |
Но с каждым днём силы её
оставляют. Местный климат высасывает из неё последние силы. Врачи запрещают
заниматься наукой. И Софья во цвете лет погибает от туберкулёза лёгких.
Звучит траурная кантата-реквием «Горе женским умам». |
реквием |
Сплотившиеся учёные мужи,
одетые в чёрные костюмы и белые сорочки с повязанными мужскими
галстуками-удавками жёлтого цвета в чёрную клетку, в шахматном порядке танцуют Танец Интеграла и радуются своей
ограниченной бело-чёрной #дифференциальной# жизни. |
вальс Г.Свиридова к повести А.С. Пушкина “Метель”в ритме «Сиртаки», |
А в тёмном небе, в созвездии Близнецы, всходит новая
суперзвезда-планета, имя которой Софий, что означает Мудрость. |
А. Скрябин “Прометей” |
Тасия Мейерхольд, Ph.D.
/Представитель Фонда им. Александра Гумбольдта в России, Белоруссии, Казахстане и в Республиках Средней Азии, грант N V-8100/B-KAS/1066068/
22 июня 2004г., г.Краснодар