Митрофорный протоиерей Евмений Яблонский
Протоиерей Евмений Яблонский родился 18 сентября 1880 г. в г. Екатеринодаре в семье льготного мещанина г. Екатеринодара Емельяна Александровича Яблонского и Параскевы Иоакимовны. Таинство крещения было совершено в войсковом соборе Александра Невского, наречение имени совершено в честь св. Евмения [1], епископа Гортинского [2] [ГАКК. Ф.801, оп.1, д.7]. Родители Евмения вернулись из с. Лозоватки Верхнеднепровского уезда, Екатеринославской (=Днепропетровской) губернии в г. Екатеринодар, в окрестностях которого, а потом в самом г. Екатеринодаре, ранее проживал со своей семьёй ещё дед Емельяна Александровича - Диомид Яблуновский 1779 г. рождения, священник Екатеринодарского собора, погибший в Закубанском крае в битве с черкесами в 1816 г. [ГАКК. Ф.690, оп.1, д.20, 17л.; ГАКК. Ф.690, оп.1, д.52, 2л.]. Старший брат Александра, деда Евмения Емельяновича Яблонского, Пётр Диомидович, 1810 г. рождения, был направлен 22.08.1819 г. из г. Екатеринодара и Екатеринодарского округа в г. Екатеринославль к священнику Иову (=в миру Потемкин, Яков Петрович (1750-1823), племянник светлейшего князя Григория Потёмкина), Архиепископу Екатеринославскому, Херсонскому и Таврическому [ГАКК. Ф.690, оп.1, д.122].
Семья льготного мещанина Емельяна Александровича Яблонского 1836 г. рождения была поселена с 31 января 1868 г., по Мирскому Приговору и распоряжению начальника Кубанской области генерал-майора Цакни в Доме Голубицкого в г. Екатеринодаре [ГАКК. Ф.452, оп.1, д.994, л.5,21].
Евмений Емельянович получил начальное образование, окончил курс Екатеринодарского Александровского городского 6-классного училища с 7-м дополнительным педагогическим классом и в 1897 г. был выпущен со званием учителя начального училища. 18 октября 1897 г. был назначен учителем начального училища в с. Пшада Черноморской губернии Новороссийского округа. Через 2 года он был перемещён в начальную школу с. Мерхеулы, Сухумского округа учителем и заведующим в начальную школу.
В 1899 г. он преподаёт пение в Гудаутской Второклассной церковно-учительской школе. Повенчан с девицей Евдокией Ивановной Руденко причтом Свято-Николаевской церкви гор. Старобельска, Харьковской епархии 27/VII 1901 г. Далее следует перемещения в с. Лыхны учителем начальной школы и в Гульрипшскую начальную школу учителем и заведующим.
Духовное поприще отца Евмения начинается в 1908 г.. Экстерном он выдержал экзамен за пастырско-богословские курсы при Сухумской епархии в 1908 г. и получил звание кандидата священства. В апреле 1909 г. рукоположен в сан диакона, а затем и в сан священника Свято-Георгиевской церкви в бывшем имении Н.Н. Смецкого "Гульрипш" [3] с освобождением от занимаемых должностей при школе. В феврале 1912 г. отец Евмений рукоположен на должность настоятеля в Свято-Николаевской церкви села Верхне-Николаевки, Сочинского округа. В январе 1913 г. перемещён на должность разъездного переселенческого священника по Сочинскому округу с припиской к Сочинской Михайло-Архангельской церкви.
Священнослужитель Евмений Яблонский, наследник наследной вотчинной земли князей Савойских / Яблон(ов)ских, с 1916 по 1920 гг. был гласным Государственной Городской Думы г. Екатеринодара от духовенства по избирательному округу по N1 и в опубликованном списке лиц и учреждений типографии "Товарищество Печатник" г. Екатеринодара упоминается как Евгений Яблонский (ГАЕ).
В марте 1918 г. Евмений Яблонский был рукоположен на должность настоятеля Свято-Преображенской церкви посёлка Хоста, Сочинского округа. В ноябре 1919 г. Съездом духовенства и мирян Сочинского округа в посёлке Хоста отец Евмений избирается на должность благочинного Сочинского благочиния, в каковой должности утверждён Преосвященным Иоанном, Епископом Кубанским в 1920 г. в январе месяце с возведением в сан протоиерея. В марте 1927 г. протоиерей Евмений Яблонский был рукоположен на должность настоятеля Сочинской Михайло-Архангельской церкви. В 1929 г., с благословения Священного Синода, протоиерей Евмений Яблонский был награждён Митрой, возложенной Преосвященным Филиппом, Епископом Черноморским, в Сочинском Михайло-Архангельском Соборе в день престольного праздника [АКЕЕ. Д.405].
В 1929/1930 гг. Сочинский Михайло-Архангельский Собор был закрыт местными властями (в самой Сочинской Михайло-Архангельской церкви организовывался музей атеизма), а настоятель храма протоиерей Евмений Яблонский по распоряжению Новороссийского Викариального Управления (Зампред протоиерея В. Ратмиров) был ‘уволен за штат’ и перешёл на гражданскую работу.
В 1930 г. Евмений Яблонский, в прошлом протоиерей, поступил на должность заведующего плодовым садом "Сушка" и заведующего пасекой совхоза Абхазского ЦИКа "Псырцха", располагавшихся на экспроприированных Советской властью церковных землях Ново-Афонского монастыря. В 1934 г. он был 'по болезни' перемещён на должность пчеловода пасеки совхоза "Шираки", Сигнахского района ССР Грузии, а 3 мая 1935 г. Евмений Яблонский был перемещён на должность заведующего пасекой Наркомзем Абхазии в г. Сухуми. С 1935 по 1937 г. совмещал должность преподавателя по пчеловодству в Сухумском Субтропическом техникуме. С 1935 по 1945 г. состоял в должности преподавателя Сухумской начальной школы N11, а с 1937 г. - в должности её заведующего . С 1945 по 1946 г. в прошлом протоиерей Евмений Яблонский состоял на должности преподавателя пчеловодства в Лабинском сельскохозяйственном техникуме.
В 1946 г. Преосвященным Флавианом, Епископом Кубанским, протоиерей Евмений Яблонский был воссоединён с Российской Патриаршей Церковью в сущем сане (6 июля 1946 г.) в Екатерининском Кафедральном Соборе г. Краснодара и резолюцией Его Преосвященства от 10 июля назначен на должность настоятеля Рождество-Богородичного Молитвенного дома села Мостового того же района Краснодарского края. В конце декабря 1949 г. он был перемещён к Рождество-Богородицкому молитвенному дому станицы Ново-Покровской Кубанской епархии на должность настоятеля с возложением должности благочинного Ново-Покровского благочиния и должности благочинного Каневского округа Кубанской епархии (указы: от 4/II 1950г. N838 и от 3/II 1950г. N839). 3 февраля 1950 г. перемещён на должность настоятеля Свято-Покровской церкви станицы Каневской с сохранением должности благочинного Каневского округа Кубанской епархии. К месту своей службы в станицу Каневскую в приход Покровской церкви протоиерей Евмений был командирован с 17-го по 19 июля 1952 г.
26 августа 1952 г. митрофорный протоиерей Евмений Яблонский был казнён и похоронен под именем Филипченко Семёна Федотовича на православном Всесвятском кладбище г. Краснодара (номер могилы 1369). [Прочие паспортные данные совпадают: “Паспорт сдан I-КЧ N646610 от 22/III 1941 г.” (роспись Ефимов), а в верхнем правом углу поставлена печать Всесвятского кладбища “Зарегистрировано N1369 “27” августа 1952 г. (роспись “Се…”)”; факт регистрации смерти проверен Е.Г. Кордиковой, правнучкой протоиерея Евмения Яблонского, в архиве отдела ЗАГС города Краснодара управления ЗАГС Краснодарского края по отделу ЗАГС Западного внутригородского округа г. Краснодара (ЗАГС-Архив), архиве Славянского кладбища (АКК) по книгам регистрации захоронений Всесвятского кладбища и др.]. По сообщению наследницы Е.Г. Кордиковой, правнучки отца Евмения Яблонского, причиной смерти последнего (полное отсечение головы от туловища) стал третий участок наследной земли семьи Яблонских в хуторе (посёлке) Яблонского (Яблоновского) Екатеринодарского отдела (современной Республики Адыгея). На этом участке, начиная с 1806 г., находились церковь и прилегающее к ней христианское кладбище [ГАКК. Ф.690, оп.1, д.20 и Ф.690, оп.1, д.52]. На крестообразном фундаменте христианской церкви, находящейся с начала XIX в. в собственности князей Савойских (Яблонских), на гербе которых изображён крест (как и на флаге Швейцарии), с 2001 г. стала возводиться мечеть (крест в основании и в контурах строения). Мусульманская мечеть на крестообразном фундаменте христианской церкви стала возводиться с позволения руководства Республики Адыгея (главы министров РА К. Паранук) - бывшей Адыгейской автономной области, к которой после смерти митрофорного протоиерея Евмения Яблонского в 1958 г. был присоединён посёлок Яблоновский. Старшей дочери протоиерея Евмения Яблонского (он же Филипченко Семён Федотович) - Клавдии Семёновне (в замужестве Миргородской), проработавшей большую часть своей жизни машинисткой в учреждениях Крайсовпрофа, - была назначена с 1973 г. руководством Адыгейской автономной области персональная ежемесячная пенсия РСФСР в размере академического оклада. Никаких отказных документов от наследных земель семьи Яблонских и от персональной пенсии Клавдия Семёновна Миргородская (4.08.1910-9.12.1993) не подписывала. Значит, её единственной наследницей стала дочь Тамара Ивановна Миргородская (внучка митрофорного протоиерея Евмения Яблонского), погибшая в 48 лет 21 января 1987 г. [в период "Перестройки" - самопровозглашения (5.01.1992) Республики Адыгея], - мать Елены Георгиевны Кордиковой, док. геол.-мин. наук.
Считаем своим долгом увековечить память митрофорного священника, чья духовная деятельность совпала с тяжёлым историческим периодом страны, незаслуженными репрессиями и забвением имени, а также с осквернением православных святынь на наследной земле христианских предков Евмения Яблонского.
Духовная служба митрофорного протоиерея Евмения Яблонского была отмечена епархиальными наградами:
В 1911 г. Епископом Сухумским Андреем награжден набедренником [4].
В 1913 г. тем же Епископом Сухумским награждён фиолетовой скуфьей [5].
В 1916 г. Сухумским Преосвященным Сергием награжден камилавкой [6].
В 1920 г. Преосвященным Иоанном, Епископом Кубанским утверждён в должности благочинного церквей Сочинского округа, возведён в сан протоиерея и награждён наперсным крестом [7].
В 1924 г. Высокопреосвященным Митрополитом Евдокимом (с благословения Священного Синода) награждён палицей [8].
В 1929 г., с благословения Св. Синода, протоиерей Евмений Яблонский был награждён Митрой [9], возложенной Преосвященным Филиппом, Епископом Черноморским в Сочинском Михайло-Архангельском Соборе в день престольного праздника 1929 г.
Несмотря на епархиальные награды и незапятнанную духовную службу, сведений о митрофорном протоиерее Евмении Яблонском не содержится ни в каких региональных и республиканских (российских) духовных и/или светских изданиях.
Данный очерк составлен по материалам государственных и епархиального архивов, а также по материалам архива семьи Яблонского-Филипченко (протоиерей Евмений Яблонский был лысым; не путать с Чубом Евмением [1] Яблонским, расстрелянным вместе с Иосифом Яблонским, родственниками Вассы-Василисы, Феодосия, Натальи, Матроны и Евмения Емельяновичей Яблонских в 1921 г. в г. Екатеринодаре).
Условные обозначения:
АКЕЕ - Архив
Кубанской и Екатеринодарской епархии,
ГАЕ - Государственный архив г. Ейска, ГАКК -
Государственный архив Краснодарского края, ЗАГС-Архив г. Краснодара, АКК - архив
кладбищ г. Краснодара.
[1] Евмений, в переводе с греческого, значит: благосклонный, доброжелательный, милостивый.
Преподобный Евмений Гортинский (Критский) (7 в.), епископ, чудотворец, боролся с ересью монофелитов; был избран и возведен на престол Гортинской [2] церкви на о-ве Крит; в Православной церкви в память о нём празднуется 18 сентября (1 октября).
[2] Гортина, или Гортин, - в древности значительный город на острове Крите, при р. Лефее (Ныне Иеропотамо). Развалины древнего города сохранились и доныне. Хортица - самый большой днепровский остров, расположенный с северо-запада на юго-восток, длиной 12,5 км, ширина в среднем 2 км, который в настоящее время находится посреди г. Запорожье (Украина); расположен за днепровскими порогами, почему местность в народе называлась "запорожьем". Летописный Хъртичь остров получил своё название от соседней реки Хортицы (это "быстрица", быстрая вода), где существительное на "-ица" от хорт- < хъртъ, то есть "быстрый, скорый". Первые казацкие укрепления Запорожской Сечи были построены Дмитрием Вишневецким на соседнем небольшом острове Малая Хортица в XVI в. Российские рубежи активно оборонялись на протяжении русско-турецких войн XVIII в. под руководством генерал-фельдмаршала Миниха и других. При верфи в период 1738-1739 гг. базировалось около 400 судов разных типов, когда остров посещал флотоводец вице-адмирал Н. А. Сенявин. После разгрома Сечи царскими войсками 5 июня 1775 года Хортица, как подарок Екатерины II, досталась князю Потёмкину, который разбил на Хортице сад, а в 1789 г. передал остров в казну. В 1789 г., то есть через 14 лет после падения Запорожья, на левом берегу острова Хортица на льготных условиях поселилась небольшая (из 18 семей) колония немцев-меннонитов, прибывших из-под Данцига.
[3] Гульрипш - климатический приморский курорт, расположенный в 12 км юго-восточнее Сухуми. Гульрипшский туберкулезный санаторий - первая здравница на Черноморском побережье Кавказа. С именем Смецкого связаны первые крупные санатории в Абхазии, которые он строил в конце XIX - начале XX вв.: в 1902 г. - санаторий "Гульрипш" на 110 мест, санаторий "Агудзера" на 100 мест в 1905 г. и осенью 1913 г. - санаторий "Гульрипш-2" ("Красный корпус") на 250 мест, построенный в 1910 - 1911 гг. Н.Н. Смецким по проекту архитектора И.С. Кузнецова. Смецкой один из первых в промышленных масштабах стал производить для продажи в России абхазские вина (16 сортов вин), абхазские мандарины (в 1916 г. - 2 вагона) и фрукты. Всё это он отправлял с собственного морского порта, построенного в Агудзере, в Москву. Смецкой одним из первых стал культивировать в Абхазии субтропические культуры Уругвая, Бразилии, Мексики, Аргентины, Австралии, Японии, Индии и Африки. Не будучи профессиональным ботаником и дендрологом, Н.Н. Смецкой создал вокруг своей дачи уникальный парк из субтропических деревьев и кустарников.
[4] Набе́дренник - принадлежность богослужебного облачения священника Русской православной церкви; имеет вид матерчатого продолговатого прямоугольника (плата), в центре которого изображён крест; привешивается двумя краями на бёдра священника.
[5] Фиолетовая бархатная скуфья - у православного духовенства остроконечная бархатная фиолетовая мягкая шапочка; даётся представителям белого духовенства как награда - вторая после набедренника.
[6] Камила́вка (греч. кαμιλαύκα, καμηλαύκιον, καλυμμαύχιον, καλιμαυι) - головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра, является также наградой для священников.
[7] Наперсный крест - енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями; крест, носимый на груди (на персях), под одеждой или поверх неё, на шнуре или цепочке, надетых кругом шеи.
[8] Палица - 1. Часть богослужебного облачения архиерея, с XVI в. архимандрита и с XVIII в. священника (священникам дается в качестве награждения) матерчатый ромб, привешиваемый за острый угол на ленте у правого бедра; рассматривается как символическое изображение духовного оружия слова Божия. 2. Часть церковного облачения высшего духовенства в виде парчового квадрата.
[9] Ми́тра (др.-греч. μίτρα "пояс, повязка") - головной убор, часть богослужебного облачения в ряде христианских церквей; Митра украшает священнослужителя, поскольку он во время богослужения изображает Царя Христа.
Составитель
Л.И. Токарева
2 марта 2013г., г. Краснодар
1825 г. Будущий железнодорожный мост. Вид со стороны хутора Яблонского
1888 г. Яблоновский железнодорожный мост через р. Кубань