November, 6, 2012. Krasnodar

Musical Theatre "Premiere" - Музыкальный театр "Премьера"

19.00

Композитор - В.Ходош

"Медведь" по пьесе А.П. Чехова

 

Поэтические впечатления от оперы В. Ходоша и пьесы А.П. Чехова в стихах

Директриса и Художник

мастер-класс художественной студии Театра

Первый Акт. Сцена Первая

Директриса, вызвав к себе художника (начальствующим тоном):

 

Спектакль готовим мы. "Медведь".

Сумели пьесу Вы прочесть

О бедной вдовушке-девице,

Что вопреки всем небылицам

Решила свету доказать,

Что добродетельная мать

Всегда жила в ней неусыпно?

Скользит взглядом по Художнику

Жить в вечных сплетнях! Как обидно!

 

Кого прогневала она?

Быть может, музу и Творца,

Что создали её такою,

Другой, не местного покроя,

А ум умеющей и стать.

За это надо прославлять

Создателя! Ему хвала.

Мысль в том, что вдовушка жила

 

Не в захолустье нелюдимом,

Где зверь встречается бодливый,

А на виду у всего света,

Того, что верует приметам,

Низдвигнуть может, воскресить

Или заставить долго жить

Молву. Но не о ней рассказ

О бедной мученице сказ,

 

Той, что вернуть решили к жизни:

Страдать - не время для Отчизны,

Когда погиб её герой,

В сраженье пал иль зверь лихой

Загрыз супруга-удальца?

Коварный бес низвёл отца,

Чья кровь играла и бурлила,

Не пропуская крепдешина.

 

Три короба любовных писем!

Ох, до чего же мир зависим

Наш от того, кто что сказал:

"Амур был главный генерал

И вёл по жизни без аккордов!"

Вдовица долго и упорно

Развеивать взялась молву.

Семь месяцев сидеть в жару

 

И в холод в чёрной маске, гриме,

Не принимая пилигримов,

Заезжих зодчих, музыкантов

И утешительниц талантов.

Молчит Художник. Нем для дам

Семь месяцев жить в тёмных красках!

С ума сойти без добрых сказок

И светлых незабвенных снов.

Каков покрой, таков фасон.

 

Художник, пытаясь робко молвить:

Директриса, перебивая:

А тут и барин с векселями:

Овсу Вы, дескать, задолжали

Смотрителям его дорожным.

И ямщикам, что с подорожной

От власти движутся к иной.

Игрива кровь была виной

У кавалера-муженька.

С три короба любви! Бока

 

Намяла бы при жизни, зная.

Так, нет же. "Вдовушка стра-да-ет," -

Весь свет об этом говорит.

Но чёрный цвет красы не тмит.

Трактуя А.П. Чехова

Вдовицы образ не осудят,

Что в тихом омуте живёт.

Как путь бредёт, так и ведёт

 

Себя и это зазеркалье.

Зеркал поболее поставить

Я б посоветовала Вам.

Молчит Художник. Нем для дам

Итак, сосед Смирнов для драм:

Того ничто не проняло.

Он знать не знает ни-че-го

Про джаз, орган, балы, шарады

Про шоу кукол, маскарады...

 

И, как медведь в посудной лавке

Ведёт, себе повысив ставки

Портфелем жидким, с векселями.

Нет денег справиться с долгами!..

Останавливаясь, всматриваясь в молчаливого Художника

Эх, управляющий не едет -

Плута и дьявол не объедет

На фаэтоне золотистом,

Что хлеб ворует у артистов.

 

Художник, пытаясь робко что-то молвить. Директриса, перебивая:

Медведя образ вам понятен?

Он, в общем-целом, неприятен,

Но неопасен. Грубиян!

Так оскорблять приличных дам

И мерить всех своим аршином?!

Скажите, кто тому повинен?

Дом, школа, театр - образованье..?

В семье проблемы! Воспитанье!

 

Вот в свете кто всему виной!

Смирнова образ не псковской,

А местной братии, акульей,

Что потрошит невинность стульев,

Их прикрывая наготу

Премьерным драпом. За версту

Таких медвежий запах слышен.

Давайте дух его опишем

 

На фоне идеалов Дамы.

И создадим предлог для драмы

На синем благородном фоне,

Всю в розах белых, ум чей стонет,

Пытаясь душу отыскать,

Родней какую не сыскать

В мучениях вдовицы юной

С любовью к технике латунной.

 

 

Первый Акт. Сцена Вторая

Художник заканчивает рисовать декорации. Входит Директриса, оглядываясь по сторонам

Тон светлый. Очень даже мило.

Портрет Перовского? Любила,

Должно быть, вдовушка. Его.

Директриса оценивающе смотрит на портрет:

А что-с поручик? Ничего-с...

Заинтересовавшись, обходит портрет:

Усы гусарские, бравада.

Такими восхищаться надо!

Три короба любовных писем?!

Я бы стрелялась! Но при жизни.

 

И в глаз, и в бровь! В ребро Адама!

Глядя на нарисованный портрет убитого, Директриса, прохаживаясь вокруг него, входит в роль вдовицы:

Он оскорблял меня, как Даму.

Как женщину! О, чёрт возьми!

Другая точно бы с тоски,

Ушла в монахини-сестрицы

Или б на паперть горькой птицей

Взметнулась свету на потеху.

Потупясь

Который день живу без смеха

 

И никуда не выхожу!

Семь месяцев одна сижу

И света белого не вижу,

К могиле подбираясь ближе,

Тогда как плюнуть я должна

На подлеца! Его жена,

Рога которой не поднять...

Я - добродетельная мать!

 

А он отнял, всё, что имела.

Решительно

Стреляться! До седьмого дела!

Пока все пули не спущу!

И что же я одна грущу?

Да не с кем! Не с кем изменять!

Нет кавалеров - только рать

Медведей без образованья,

Прислуги крайней без призванья,

 

Без принципов, основ и чести...

О нет, не опущусь до мести!

Подводя руку к груди

И на груди мерцает крест...

Встрепенувшись, обращается к Художнику:

Пусть в зале будет больше мест,

Чтобы увидели картину.

Того, кого она любила,

Быть может, смыслу вопреки.

Видит блики на картине, подходит ближе, вопрошая Художника:

А это что за огоньки?

Присматриваясь:

А-а-а... -

Свет зеркал, что отражает

Сей образ, в разум посылая

Раздумья о высоких чувствах

И о любви святой в искусстве,

О страсти вечной и любви

Его несчастнейшей жены?..

О, сколько, сколько было писем!

Он был ни с ней, с другими в жизни.

 

Лишь, умерев, пришёл в объятья

Её, в претраурнейшем платье.

Обращаясь к Художнику

Не тихий омут здесь души,

А океан. О том пиши-

Спохватившись:

ПишиТе. Я сказала "те"!

А это что там на холсте?

Художник глядит недоумённо на Директрису, пожимая плечами.

...

Директриса жёстко, начальствующим тоном, указывая:

Вон там. Вверху.

Приседая от ужаса

Сурок Менсбира?

Повышая голос

"Медведя" ставим! Я просила...

Кричит

Его! Его нарисовать!

Истерично

А это что?! Евойна мать?!

Премьера завтра! Вы в уме ли?

Да как такого Вы посмели

Нарисовать по-над дверьми?!

Ведь это суслик! Боже, Ми!

 

Что за оскал?! Протез на морде!?

Резцов с десяток! Моцарт в торте

С капузо-тарасенко [1] вместе!

Расстрел! Стреляемся на месте.

Шестой по счёту клык Медведя!

А был четвёртым! И "намедни".

Где пистолеты? Поединок!

Я встану вон под той картиной,

Дуэль Художника и Портретируемого

Где муженька нарисовали.

Подозрительно восклицая

Поди, его Вы лично знали?!

Стреляем оба. И в упор.

Сурок "Менсбира". Этот торт

Мне не даёт давно покоя.

К мучениям готовы Ноя,

Бурлят что, в скалам остывая?

А уши! Уши! Край без края!

 

Бульдожьи?! Ничего не слышу?

Глаза закрыты! Ах, бесстыжий!

И рот... всё говорит подряд.

Одних резцов - бескрайний ряд.

Останавливается, на секунду задумавшись:

А, впрочем, в этом что-то есть.

Нельзя ли, Сударь, вслух прочесть

Мне продолженье этой пьесы:

Как занавес идёт у кресел

 

На сцене малого помоста?

Директриса прохаживается, улыбаясь сквозь стиснутые зубы

Ах, маки в вазе?

Веер острый?

Халат летучий [3] в интерьере?

Ну, хорошо. Спектакль в "Премьере"!

Поднимем помидоры с пола.

А к 'равнодушью' я готова

Давно, с рожденья своего,

Итак, премьера! бей его!

...

(продолжение)

 

[1] Для посторонних: Мэрия г.Краснодара: Е.Суслов - советник В.Евланова, Моцарт-оглы, Капузо, Тарасенко, Новиков-БД, Филимонов!а (неджазистка и не родственница однокласснику) и архивист Горшкова - бесполезное правовое бумажное управление.

Закрытие первых 15 административных окон в многофункциональных центрах (МФЦ) г.Краснодара. Основание - 9 однотипных и более безрезультативных ответов от Правового Управления пинг-понг мэрии г.Краснодара.

[2] Ну, хорошо. Мой выстрел первый.

[3] Из оперетты И.Штрауса "Летучая мышь".

События одноактной оперы-шутки "Медведь" по одноимённой пьесе Антона Павловича Чехова случайны.

Любое совпадение имен, фамилий и мест действия случайно

 

Тася Мейерхольд

Hosted by uCoz